Потребительский взгляд на Sony NEX-5 18-55mm

Лето 2010 выдалось горячим не только по причине жары и засухи, воцарившихся в центральной части России. В июне-июле на рынке появилась масса технологических новинок, среди которых есть и очень достойные представители. Если брать в расчёт фотосферу, то говорить тут стоит, конечно, о миниатюрных беззеркальных камерах со сменными объективами – Sony NEX-3 и NEX-5.

Смотря на NEX-5 думаешь, что в Sony шли к нему уже давно. В то время как «зеркалки» всё больше росли, «мыльницы» – уменьшались. В итоге между ними образовалась такая пропасть, через которую потребовалось-таки перекинуть этот мост в виде беззеркалки размером с «мыльницу», но с возможностью использования привычных и не очень «линз».

Корпус аппарата NEX-5 выполнен из сплава лёгких металлов, что положительным образом сказывается на весе «тела». Поверхность «сухая» матовая, на ощупь приятная. Кнопок – минимум, дизайн навевает мысли о военной технике. Простой, неприхотливой и не нуждающейся в лишнем уходе и нежном обращении. Разъёмы – HDMI и mini-USB, для связи с телевизором и компьютером/планшетом соответственно. Вспышка внешняя, взаимозаменяемая с направленным микрофоном, который при желании можно приобрести отдельно. Вспышка, кстати, сработана из пластика, что совсем не радует на фоне металлического корпуса самого аппарата. Слот для SD/MS-карт традиционно уже расположен рядом со съёмным аккумулятором.

Самым слабым местом является даже не объектив, а экран, который заменяет привычный для владельцев «больших» фотоаппаратов видоискатель и который в определённых условиях легко сломать. Угол экрана можно менять, он выдвигается на шарнирах и наклоняется вперёд и назад. Лишь поначалу ты думаешь, что эта функция тебе уж точно не понадобится. Со временем понимаешь – без неё просто никуда. Она удобна, и на этом точка.

В руке NEX-5 лежит замечательно. Не в пример NEX-3. У аппаратов практически идентичный вес, но старшая модель в этом смысле лучше за счёт более выдающегося из корпуса хвата. Рекламные материалы Sony призывают держать новинку как мыльницу, однако при производстве промо-снимков были использованы аппараты с 16 mm «блинчиком». С таким объективом может быть и удобно удерживать NEX-3/5 с помощью кончиков указательных и больших пальцев рук, но вот с 18-55 mm такой способ не годится. Не говоря уже о 18-200 mm. Получается, фотоаппарат хоть и похож на «мыльницу», обращения требует как с профессиональным братом. Особенно когда автоматическая фокусировка сменяется мануальной.

Меню NEX-5 простое и не вызывает никаких вопросов. Несколько режимов съёмки (по приоритетам, внешним условиям и др.), выбор режима «протяжки», вспышки, настройки картинки (яркость, цвет, баланс белого, ISO и т.д.), кое-какие внутренние опции. При желании из NEX-5 можно выжать очень много. Главное – иметь хотя бы какое-то понятие о съёмке в тех или иных условиях, изменить которые не представляется возможным. Тем пользователям, которые такими знаниями не обладают, предлагается ознакомиться со встроенным учебником. Краткий фотокурс способен натаскать кого угодно. Даже тех, кто кроме плёночной «мыльницы» с ручной протяжкой ничего и никогда в руках не держал.

Видеорежима как такового (то есть обособленного от фото) нет. Всё, что нужно сделать для старта съёмки – нажать кнопку с красным кружочком. Как по мне, так решение не совсем удобное по той причине, что инициировать процесс записи можно и случайно. Также говорят, что во время видеосъёмки аппарат перегревается и «рекомендует» какое-то время охладиться. Однако свойство это характерно скорее Москве, в которой совсем недавно было 50 и более градусов по Цельсию на солнце. Мне отключения добиться не удалось ни разу, но похоже, NEX-5 не так уж хорош для съёмки видео где-нибудь в Египте в самый сезон. Доступные режимы – HD (MP4 1440×1080) и Full HD (AVCHD 1920×1080). Для извлечения видео во втором случае мне пришлось попотеть, но в итоге верный ноутбук (с обязательным набором необходимых программ и утилит) с задачей справился.

Какие цели способен выполнять Sony NEX-5? Да любые. Как всякий аппарат, предназначенный для использования со сменными объективами, этот универсален и в высшей степени зависим от них. Сегодня имеется уже три на все 100% совместимых объектива, но с помощью специального переходника (продаётся отдельно за 7K рублей) к аппарату можно «прикрутить» линзы и от «больших» α (Sony Alpha). Пока что с их использованием не работает режим автофокуса, однако утверждается, что это неудобство будет исправлено обновлением прошивки. Кроме того, первая версия прошивки совсем не радовала садившимся в ноль за ночь аккумулятором. Но версия 02 всё исправила. Обновление вместе с инструкциями можно сказать на официальном сайте поддержки Sony.

Из аксессуаров к NEX-5 можно выделить чехлы. Пять цветов – белый, чёрный, серый, красный и коричневый. Винтажный стиль в их дизайне несколько видоизменён и переложен на современный лад, однако семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия так и витают в воздухе при появлении зачехлённого аппарата. Подход к аксессуарам у Sony, кстати, обновился. Тот же чехол состоит из двух частей, каждая из которых продаётся отдельно. Минусом для покупателя здесь можно рассматривать большие (чем если бы чехол продавался комплектом) траты. Плюсом – возможность обладать комбинированным (двуцветным) чехлом или всего одной его частью. И второе свойство, пожалуй, является определяющим.

В итоге серия NEX компании Sony – это нечто новое, новый шаг, который в скором будущем (когда к развитию ниши вовсю подключатся конкуренты) станет скачком в будущее. Это удобные, компактные и в меру простые фотоаппараты, способные выдавать, при выполнении определённых условий, профессионального качества снимки. Это просто всё для тех, кому мало «мыльницы», но много «зеркалки».