Москва, М1, Вильнюс, Минск, Смоленск и снова Москва

Вильнюс, старый центр города

Первую свою поездку в Вильнюс мы спланировали на новый 2013 год. Но пришлось остаться в Москве. Не желая сдаваться, мы попытались ещё раз в начале января 2014 года. Не срослось из-за виз, поэтому ограничились только Латвией и Эстонией. Закинув невод в третий раз, мы столкнулись с ещё одной неприятностью, но всё ж зачекинились в столице Литвы 9 мая. Как раз в день Победы.

Перед поездкой у нас уже были открытые мультивизы. Поэтому единственное, что нужно было подготовить — медицинские страховки. Да загранпаспорта не забыть и автомобильную «зелёную карту» купить. Ехать решили на автомобиле. Всего 900 километров в одну сторону через Минск. Гостиницы-хостелы не бронируем, билеты на поезда-самолёты не покупаем. Сами себе хозяева.

Поэтому большую часть багажника заняли одеяла и подушки. С собой на три запланированные дня взяли минимум вещей. Большая часть уместилась в пару рюкзаков — среднего размера и поменьше. Такие, что можно на спине по городу носить, а в тебя при этом не будут тыкать пальцами и повторять «Гляди, куда туристы-палаточники припёрлись. Им бы ещё гитару в руки!»

Выезд из Москвы в выходной и предвыходной дни — самое сложное и, пожалуй, самое страшное, что может быть с нормальным человеком. Мы в этом уже убедились 1 мая, то же испытали на себе вечером 8 мая. Дорога до Можайска заняла у нас ровно 4 часа. Через Апрелевку, Голицыно и чуть ли не Звенигород с Рузой. Минское шоссе, если верить Яндексу, стояло в чёрных пробках, мы двигались по чуть-чуть через бесчисленные железнодорожные переезды.

За Можайском ехать стало веселей. Не заметили, как проскочили Вязьму, в тьме тьмущей объехали Смоленск. Где-то за ним купили «зелёную карту» — обязательную автостраховку, действующую в объединённой Европе. Внезапно оказались на территории республики Беларусь. Ни тебе погранпостов, ни проверки паспортов. Просто знак «Добро пожаловать!» и всё.

Силы закончились под Оршей. Долгий выезд из Москвы утомил. Да и ехать ночью по Минке — не лучший выбор. В Беларуси нет требования включать днём ближний свет даже на шоссе. Зато ночью, похоже, нет рекомендации не использовать дальний. Встречные автомобили слепят так, что хочешь надеть как минимум очки для сварки. Слепят и в жопу, обгоняющие.

Отдохнуть заехали на одну из стоянок для дальнобоев и прочих транзитов. На месте нам предложили кафе, мотель, душ, прочие услуги. Ну а кому ненадолго, дух перевести, то двухчасовая стоянка бесплатно. Мы планировали добраться до литовской границы как можно раньше, поэтому выбрали последнюю опцию.

До этого я, признаюсь, ночевал в автомобиле всего раз, в Ниве. Было это давно, ростом я был на несколько сантиметров ниже и умещался в разложенном кресле. К удивлению, и эти два часа меня не сломали.

Выехали в 3 утра по местному и через час попали в «молоко» под Минском. Такой туман я, кажется, в жизни не видел. Едешь и не различаешь ничего уже через 50-60 метров. Полпути двигались со включённой аварийкой на пониженных оборотах. Сосредоточившись на дороге, вспоминал легендарного ёжика и его дружеллу лошадку.

Ближе к Ошмянам туман рассеялся и мы увидели поля. Жёлтые, цветущие, удивительно красивые. Манящие остановиться и разглядеть их. Оно того стоит. Во-первых, разминаться время от времени хорошо. Во-вторых, это потрясающее зрелище.

Но долго засиживаться на полях не стоит. Впереди таможня, на которой в нашем случае скопилось несколько сотен грузовиков и около сотни легковых автомобилей. Легковушек перед нами оказалось ровно 80. Люди из начала очереди рассказывали о том, как приехали на границу в 3:30 и как за последние пять часов латыши приняли всего двадцать машин. Если быть точным, то 21 — за один зелёный светофор на контроль проезжает семь автомобилей, за пять часов зелёных было три.

Отчаявшись стоять в очереди с автотуристами из Минска, мы поставили нашу бибику на кишкообразной стоянке перед белорусским КПП, взяли рюкзаки с самым необходимым и пошли через границу пешком. К пешим туристам у литовской стороны претензий нет. Паспортный контроль — без проблем, не удивились испанским мультишенгенам. Рюкзаки не смотрели, собаками не обнюхивали, металлодетекторами не светили.

Разве что, через коридор с каким-то обеззараживающим средством заставили пройти. То ли у белорусов, то ли у литовцев большая проблема со скотом. Дохнут свиньи. Поэтому обе стороны стараются обеззаразить обувь переходящих границу. Но если белорусы положили пропитанные неким веществом губки перед окошками паспортного контроля, по ней хочешь не хочешь — потопчешься, то «цивилизованная» Европа заставляет людей идти через неприятную конструкцию. А если обойдёшь — из стоящей рядом будки выходит специальный дядя и без слов указывает на коридор.

Мы не декларировали ноутбук, фотоаппарат, пару телефонов, кое-что запрещённое на территории ЕС и не совсем легальное в России. Скажем, почти бытовое средство обороны, одолжённое у знакомых в неизвестную дальнюю дорогу. Всё это мы пронесли в рюкзаках и карманах.

Жаль только, что на автомобильную гринкарту потратились. Машина всё равно в Беларуси осталась. Купив страховку, рассчитанную на страны когда-то дружного СНГ, могли бы сэкономить чуть больше тысячи рублей.

Оказавшись «там», мы с грустью изучили стенд о требованиях к автомобилистам — обязательный ближний свет, за городом не быстрее 90, в населённых пунктах — до 50, по гравию — до 70 километров в час. Мы пешком.

Автобусов от деревни до деревни, как в России, в Литве нет. Казалось бы, можно было б делать деньги, запустив маршрутку от границы до Вильнюса, но тоже не захотели. Вариант «вызвать такси» мы сразу откинули куда подальше. За 40 километров до центра города пришлось бы выложить минимум 80 лит, а это около 25 евро. Бомжевать так бомжевать, мы только что спали два часа в машине. Пошли по обочине куда глаза глядели, выставив руки над дорогой.

Минут за 10 или 15 дошли до заправки с бензином по полтора евро. Проковыляли чуть дальше в надежде на то, что с заправки станут выезжать ютившиеся там автомобили. Никого. С таможни тоже тишина. Не пускают. А потом нам повезло, встретили женщину, которая живёт в приграничной зоне в Беларуси, но знает литовца на машине, который живёт в Вильнюсе. Он за ней обещал приехать. И сделал это. Клёвый дядька, с которым мы договорились на вечер.

В центр ехали через легендарный южный округ, который восславлен в путеводителях как «район, где могут стукнуть по голове». Станислав, наш водитель, рассказал, что в девяностые там действительно было стрёмно оставить даже Жигули. Разобрали бы в миг. Но прошли годы. Бандиты теперь все либо постреляны, либо по тюрьмам надолго присели. Район заселил честный рабочий класс, представителям которого не до грабежа и разбоя. Теперь там не страшнее, чем в удалённых от центра спальных московских кварталах.

Вышли из машины около City Gate, как раз на границе некогда неблагоприятного района и старого города. Неподалёку от вокзала. Когда готовились к поездке на своём автомобиле, мы присмотрели здесь пару доступных хостелов по 400 рублей за койку. Высадившись, даже заметили их вывески. Снова печаль по бибике, которая осталась где-то там, в сорока километрах, в чужом государстве. А мы — в другом. Но делать нечего, пошли гулять.

Центр Вильнюса, если сравнивать его со старинными кварталами Таллина и Риги, оказался самым чистым. Камешек к камешку, улочки ровные. Стоит заглянуть почти в любую подворотню, как волшебство рассеивается. Облупленные стены, выгоревшая краска, вон вечно тёмный угол мхом порос. А вот дверь деревянная высохла, и через щели можно заглянуть в подъезд. Но это сочетание настолько очаровательно.

У нас было немного времени и мы не стали разглядывать нутро центральных улочек. Вместо этого прогулялись до самого главного местного музея, перед которым установлен памятник королю. Посмотрели на кафедральный собор Святого Станислава с его колокольней. Забрались на башню Гедимина, с которой разглядели весь город. Да что говорить? Фотографии лучше любых слов:

Красотка в Вильнюсе, вид с башни Гедимина Панорама современного Вильнюса Панорама Вильнюса Панорама Вильнюса Арка с женщиной в Вильнюсе Башня Гедимина в Вильнюсе Панорама Вильнюса речная панорама Вильнюса Вид с Моста, Вильнюс Обшарпанный дом в столице Литвы Какие-то головы в Вильнюсе Собор с колокольней в Вильнюсе Вид на башню Гедимина Башня Гедимина Памятник королю в Вильнюсе Подъём на башню Гедимина в Вильнюсе Панорама Вильнюса Дворик в Вильнюсе

Вильнюс красивый и современный. За исключением кварталов, которые остались ему от «совка». Да-да, там тоже есть такое понятие, и его не стесняются употреблять местные жители.

Есть недовольные, до сих пор желающие смерти Хрущу и Брежневу. «Ах эти проклятые оккупанты умерли? Ну так надо их оживить и заново замочить». Высоконаучный процесс повторить до полного удовлетворения потребности. Правда, по признаниям местных жителей, такое отношение сходит на нет.

Как и в прочей Прибалтике, из Литвы с открытием границ на Запад свалили почти все нацисты, которые боролись за власть несколько лет назад и благодаря которым эта самая власть сейчас у руля. Кто чуть-чуть с головой — ругает её, но продолжает жить и работать в Литве.

Кажется, везде кто с головой, ругает власть. Литовцы не исключение. Да как не гнусить, если «те же «хрущовки» восстановить толком не могут? «Люди живут, считай, в бараках». Это слова местного жителя, который видел снос старых пятиэтажек в Москве своими глазами. Видел, как здесь, у нас, утепляют и облагораживают серые панельные девятиэтажки. Ничего такого не делают у них.

Станислав, наш водитель, рассказал, как коррумпирована «цивилизованная» Литва. Как их начальники аналога нашей ГИБДД на утренних разводах объявляют своим подчинённым ежедневную мзду в 300 лит. Это около сотни евро. Кто к вечеру не собирает, переводится на «безденежную» должность. Штрафов как таковых поэтому у них нет. Все вопросы решаются на месте. Почти любое нарушение на автомобиле стоит 100 лит. Естественно, без протоколов и прочей никому не нужной чуши.

Уже на обратном пути Станислав показал нам стоянку конфискованного транспорта. Автомобиль могут изъять за мелочь. Чаще это случается из-за копеечных белорусских сигарет. Батька отпускает дёшево и помногу, в Европе этот же табак подскакивает в цене в несколько раз. Цена стандартная и давно не меняющаяся — пачка «Мальборо» 5 евро. Россия, стараниями властей, к евроценам уже близка. Мы ехали, смотрели в окна на длинную стоянку с легковыми и грузовиками и мне было жутко. Какой-то конфискат продают, но немного. Но по большей части не требующие ремонта автомобили так и остаются гнить под открытым небом.

Станислав ещё много говорил. Про то, что страна зарабатывает исключительно транзитом. Про окончательно разваленную с приходом Евросоюза промышленность. Рассказал пару историй, аналоги которых в России можно было услышать разве что в лихие девяностые. Говорил о минчанах, которые ездят в Литву тратить деньги, потому что у себя они зарабатывают столько, что в своих магазинах потратить не могут: «Деньги у них есть, а магазинов и развлечений не хватает, тратить негде».

Но вот мы проехали заправку, от которой утром уехали в Вильнюс. И выехали на встречку, чтобы объехать очередь на КПП в сторону Беларуси. Наши братья-пограничники, натерпевшись с утра, к вечеру мстили литовцам. Не то чтобы право имели, но там, наверное, постоянно такие игры. В очереди в Беларусь была жара. В ней стояли исключительно хоккейные фанаты и болельщики, которым жуть как хотелось попасть на открытие чемпионата мира 2014. Одни орали, другие уже смирились и тихо посапывали в своих автомобилях, нахлобучив шапки болельщиков на глаза. Третьи приоткрывали двери своих тачек и злобно выглядывали, глазели на нас. Разве что не спрашивали «Каких это ещё королей везут и почему без очереди?»

Станислав высадил нас почти у самого КПП. Мы вышли, долго, по-русски, попрощались, пообещав заезжать к нему в гости при возможности. Он «всё равно в трёхкомнатной квартире» живёт, места полно. И, если мы ещё раз окажемся в Вильнюсе, я обязательно наберу ему. Хотя бы чтоб встретиться и выпить кофе в «Narvesen».

После случились несколько паспортных проверок. На контрабанду нас снова не смотрели. Только белорусы спросили, что у нас с собой. Ответ «личные вещи» устроил. Досматривать не стали. Литовцы удивлялись, почему мы пешком и по какой причине по испанским мультивизам. Но у нас уточнять ничего не стали, решили вопрос меж собой.

К стоянке от беларусского КПП почти бежали. Летели! С машиной всё в порядке. Когда выезжали, показалось даже, что на парковке не просто так крутятся пара ребят. Охраняют. Следят. Как у нас, было, подъезжаешь на Курский вокзал и бродяги местные «следят» за машиной. Рублей за 50. Теперь у нас всё по-другому, цивильная платная парковка, всегда свободно. А там, на границе Беларуси и Литвы, по старинке. Местные ребята говорят «спасибо» за копеечку и невольных клиентов в обиду не дают.

До Минска мчали на разрешённом максимуме, что по меркам хоккейных болельщиков скорее стоит называть «тошнили в правом». Нас обогнали почти все, кто стоял на выезде из Латвии. В столицу въехали уже затемно и чуть было не ослепли.

Утренний город, укутанный туманом, не впечатлил нисколько. Зато вечерний, залитый светом, кажется, советских гирлянд, потряс своей красотой. Это было удивительно. Мы выбрали маршрут через самый центр и старались не гнать, позволяя потоку огибать нас. Никто не был против «тормозов на подмосковных номерах». Все вокруг будто понимали, что мы не хотим просто так покидать этот город. Не хотим уезжать без своеобразной памяти, что ли.

Но вот уже высотные окраины и выезд на кольцевую дорогу. Несколько километров по мкаду (да-да, Минская Кольцевая Автодорога — это тоже МКАД), выезд на М1 (которую ещё Е30 называют) и ночёвка на ближайшей заправке.

Большинство заправок на территории Беларуси, в отличие от России, предлагают ещё и бесплатную неограниченную стоянку. Хочешь — отдыхай, хочешь — спи. Если не комфортно в своём автомобиле, снимай комнатушку-контейнер. Хочешь кофе или перекусить — иди в кафе. Надо бензин — цены указаны в двух видах рублей, евро и долларах. Оплата, правда, только в белорусских. Или банковской картой. Терминалы есть везде — от крупных бензосетей до мелких придорожных кафешек. В последних принимают ещё и российские наличные рубли. Про евро и доллары не спрашивали, но тоже, наверное, можно.

Утром, уже почти на условной границе с Россией, мы завтракали как раз в одном из таких кафе. Мой совет — не спешите расплачиваться российскими рублями и в принципе любыми наличными. Беларусь интересна своей валютой. Ты покупаешь что-то тратишь невероятные «триста с чем-то тыщ их денег», а остаток на счету у тебя — меньше на три сотни российских рублей. Если сравнить сумму с остатком после предыдущей транзакции. Волшебство!

Короткая заминка на российском КПП. Показали паспорта, не показали автомобиль, сами не показались. Через несколько километров въехали в Смоленск.

Здесь я служил когда-то. Полные два года. Точнее, я служил под Смоленском, в «курортном» и кишащем злющими комарами Красном бору. Город видел поверхностно, набегами-увольнениями. Да пару раз сопровождал офицеров по каким-то их делам. Ну на гауптвахту катался дважды. Оба не понравились. Несмотря на лето, в подвальных камерах было сыро и холодно. Поэтому в третий раз не поехал.

Смоленск крутой тем, что по нему можно ходить и натыкаться на фрагменты старой крепостной стены. Например, справа от этого куска — дорога:

Кусок крепостной стены в Смоленске

Cразу за дорогой — кирпичные пятиэтажки конца шестидесятых лет прошлого века. В них живут люди. Просыпаются и смотрят в окна на кусок стены, за которой разбит парк с аттракционами.

Если пройти вдоль неё до конца, то невозможно пропустить самый ужасный памятник из всех, что я видел — в шар как бы влиты сваленные в кучу худые детские тела. Он про октябрят, пионеров и уродливость войны. Он о смерти. Это ещё один удивительный факт о Смоленске — здесь не стесняются показывать мясо, чтобы новые поколения даже не думали затевать повторение истории.

Кусок крепостной стены в Смоленске

Кроме переполненного памятниками и кусками стены центра, заехали на Колхозную площадь. Сюда больше десяти лет назад я приезжал на автобусе из Красного бора по выходным. Изменений никаких. Тот же полусоветский торговый центр со всякой требухой внутри. Тот же рынок. Кажется даже, те же оранжевые гармошки-Экарусы и красные «буханки» на стоянке. Автомобилей, разве что, больше. Много с белорусскими номерами. Да вот ещё — макдак на Колхозной открылся. Ну и поколение бродяг-алкашей сменилось. Старые пропали.

Тюльпаны на фоне куска крепостной стены в Смоленске

Смоленск удивительный. С 2002 года я не живу в Воронеже. Поэтому каждый раз, приезжая туда, замечаю, как разительно меняются пригороды и центр. Столица Черноземья становится лучше, больше, богаче. Смоленск, если не считать макдака, пары «зеркальных» зданий и свежей двухполосной кольцевой вокруг города, остался тем же, что был в 2004. Это не плохо. И не хорошо. Просто это есть.

Ну и через несколько сотен километров — Москва. Въезжать в предпоследний выходной день оказалось проще, чем выезжать в последний рабочий. Конечно, пришлось постоять, но не столько же, сколько несколько десятков часов назад.

В который раз убедились, что лучше «стоять» на прямой широкой дороге, чем объезжать сёлами-полями. Но это уже чуть-чуть другая история. Не про то, как выехать из Москвы, добраться до Вильнюса, а через двое суток оказаться дома.